• пятница, 29 Марта, 01:44
  • Baku Баку 7°C

Особая дата в летописи

15 сентября 2018 | 11:00
Особая дата в летописи

АДР-100
15 сентября - особая дата день в летописи азербайджанского народа. Именно в этот день сто лет тому назад Баку был освобожден от большевистско-дашнакского военного альянса. Неоценимую роль в этом сыграла Османская империя, которую призвало на помощь правительство Азербайджанской Демократической Республики. Об этом беседа нашего корреспондента с историком Исмаилом Умудлу.
- Исмаил муаллим, что предшествовало возвращению нашего древнего города в лоно отечества?

- Кровавая вакханалия, развязанная армянскими регулярными воинскими частями и бандформированиями из числа дашнакских изуверов. От рук этих палачей погибли тысячи наших мирных граждан, в том числе женщины, старики и дети.
Возвращаясь в далекие сентябрьские дни кровавого 1918 года, мы отдаем дань памяти мужеству азербайджанских и османских воинов, отдавших свою жизнь за освобождение Баку. Здесь следует, на мой взгляд, сделать небольшое отступление.
Когда вспоминаешь те дни, невольно проводишь параллель с нынешним временем. Некоторые «пацифисты», готовые смириться с потерей азербайджанских земель, пытаются уверить нас, что армяне в Карабахе захватили стратегические высоты и выбить их оттуда нет никакой возможности.
- А в сентябре 1918-го ситуация была проще?
- Отнюдь. Перед национальными воинскими контингентами стояли те же проблемы, и они блестяще справились с поставленной задачей, проявив храбрость и отвагу в сочетании с грамотной стратегией и тактикой.
Дело осложнялось и тем, что численность армяно-большевистских сил Бакинского Совета составляла порядка 30 тысяч хорошо вооруженных человек, тогда как османо-азербайджанские соединения находилось в процессе формирования. Мы знаем, какими невероятными усилиями азербайджанским и османским военачальникам удалось в кратчайшие сроки собрать в Кавказскую исламскую армию около 18 тысяч солдат и офицеров. 6 тысяч из них были из состава регулярной османской армии, а 12 тысяч - азербайджанские конные отряды, напоминавшие скорее народное ополчение, нежели обученные войска. При этом в Баку была направлена часть из них, остальные базировались в первой столице страны - Гяндже и других стратегически важных регионах, откуда планировалось выбить врага.
В гейчайской и кюрдамирской битвах решилось многое. Османо-азербайджанские объединенные силы одержали важную победу. Командарм Нури паша разработал и удачно осуществил дерзкий и весьма рискованный план - наступление войск из низменных районов в горы. План удался. За считаные дни вражеские силы были выбиты с высот, и Шамаха была очищена от армянских банд, которые беспорядочно бежали в сторону Баку.
Незадолго до освобождения Баку, 23 июня, кабинет Фатали Хойского, учитывая всю серьезность ситуации, объявил военное положение на всей территории страны. Помощь армии стала общенациональным делом. В распоряжение азербайджанских частей помимо необходимого количества стрелкового оружия было передано 6 артиллерийских орудий, 21 пулемет и бронепоезд.
Ожесточенные бои под Гейчаем при превосходящих силах противника начались 28 июня. Но 30 июня противник, получив подкрепление, с левого фланга вплотную приблизился к городу. Тогда Нури паша срочно ввел в бой вспомогательные силы под командованием майора Ахмеда Хамди бея, подразделения, переброшенные с агдашской и гарамарьямской позиций, а также 25-й батальон из Гянджи. Эти силы вначале остановили, а затем отбросили продвигавшегося вперед противника. Оставив на поле боя в большом количестве оружие и боеприпасы, враг начал отступать.
На другом фланге 13-й полк начал преследовать отступавших в сторону Гарамарьяма большевиков. Но и там они закрепиться не смогли и, оставив там большое количество оружия и припасов, начали беспорядочно отступать по всему фронту. Вслед за этим осложнилась ситуация в Сальянском регионе. Нури паша направил туда эскадрон из 140 сабель и одной пулеметной команды под началом майора Назима Рамазанова. Этот эскадрон за несколько дней остановил врага и отбросил его назад. В этих боях 12 азербайджанских аскеров пали смертью храбрых. Противник потерял 132 человека убитыми.
Отступавший противник занял оборону по линии Кюрдамир-Агсу. Вести боевые действия в районе с таким сложным рельефом было рискованно. Нури паша выехал на линию фронта лично. Начав наступление силами 10-го и 13-го полков 5 июля, уже на следующий день он сумел прорвать фронт. Противник поджег Агсу и отступил в горы. Одновременно азербайджано-османские силы под командованием Гасан бея, развивая наступление по кюрдамирскому направлению, 7 июля заняли станцию Гарасаггал.
Объединенные силы армян и большевиков старались во что бы то ни стало удержать Кюрдамир. В их распоряжении имелись бронепоезд, множество бронемашин. Нури паша передал в распоряжение 13-го полка одну горно-артиллерийскую роту и 46-й батальон. Несмотря на техническое превосходство противника, к вечеру 10 июля наши выбили врага из Кюрдамира и начали преследовать его в степи.
- Развивая наступление, главком Нури паша старался увеличить численный состав войск и за счет местного населения…
- Совершенно верно. 11 июля 1918 года, используя полномочия, данные ему верховной политической властью, он издал приказ о призыве в армию азербайджанцев 1894-1899 годов рождения. С целью поднять боевой дух народа Нури паша и его заместитель - генерал артиллерии Али ага Шихлинский лично объезжали западные уезды, призывая население подняться на борьбу с врагами отечества. И молодежь оправдала надежды: вчерашние сельские парни быстро осваивали военную науку и сражались не хуже профессиональных военных.
- В военной биографии Нури паши освобождение Баку занимает особое место...
- Да, он мог бы взять город уже в июле, но политическая ситуация этого не позволяла. Узнав о приближении Нури паши к Баку Германия начала оказывать давление на военного министра Османской империи Энвер пашу, чтобы операции в этом направлении были приостановлены. Энвер паша открыто не возражал, но в секретных приказах Нури паше требовал ускорить продвижение к Баку и взять город. Уже 23 июля силы Нури паши находились в 70 км западнее Баку. Более того, Энвер паша запретил останавливаться в пути без особых на то причин.
В такой ситуации в южном направлении были взяты станция Гарасу (26 июля), Гаджигабул (27 июля) и пост Дженги (28 июля). Нури паша, не давая передышки противнику, наступал. 30 июля рано утром селение Гобу, а после боя 31 июля станции Наваи и Атбулаг перешли под контроль османо-азербайджанских сил. Противник отступал на восток от железнодорожной линии Эйбет-Биледжер.
Отмечу, что Нури паша находился в Гяндже, а боевыми операциями в направлении Баку командовал Мюрсел паша. В своих донесениях Нури паше он обещал скорое взятие Баку, но неожиданно 4-7 августа в Баку прибыла английская бригада численностью 1500 солдат и офицеров под командованием генерала Денстервилля. Авианалеты и артиллерийская поддержка с кораблей Каспийской флотилии затрудняли продвижение. Бои приняли затяжной характер.
- С чем была связана эта авантюра англичан?
- Она подробно описана английскими историками. Естественно, у них своя точка зрения на происходившие тогда события, и продиктована она конъюнктурой того периода. Кстати, нам известно, как вели себя так называемые «друзья». Например, иранский консул в Баку с оружием в руках сражался в рядах армяно-большевистских сил, сидя с ними в окопах, он стрелял по нашим, за что главарь хунты Степан Шаумян наградил его орденом «За храбрость»…
- Неужели?
- Да. Между тем наступление, которое Нури паша предпринял 5 августа, потерпело неудачу. В последний момент, когда первая линия обороны была взята, оказалось, что у наступающих иссякли артиллерийские снаряды. После полудня ответить на огонь противника было уже нечем. Пришлось отступать за железнодорожную линию Эйбет-Биледжер. Потери армяно-большевистских сил составили около 2000 человек. Османо-азербайджанские войска потеряли примерно 600 человек. Так называемая диктатура Центрокаспия в спешном порядке собрала под ружье почти все мужское население Баку, доведя численность своих сил до 10 тысяч штыков. 500 тюрок-мусульман, отказавшихся идти воевать, были казнены.
Ко второму наступлению Нури паша готовился тщательно. Из Гюмри прибыли 106-й полк и 15-я дивизия под командованием полковника-лейтенанта Сулеймана Иззет бея. 5-й пехотной дивизией командовал Мюрсел паша, южной группой войск - полковник Джамиль Джахит бей, полковник-лейтенант Халим Пертев бей командовал 4-м полком в составе южной группы, состоявшей из азербайджанских ополченцев. Теперь силы Нури паши составляли около 14 тысяч штыков, из них 8 тысяч были турецкими и 6 тысяч - азербайджанскими.
- А когда началось наступление?
- Ночным боем 14 сентября, заставшим противника врасплох. Оставив на поле боя тысячи убитых, противник пустился в паническое бегство. Первая линия обороны была взята днем в 15.00, вторая - в 18.00. Герой наступления - 56-й полк - взял стратегическую высоту Волчьи ворота и Байыл. 15-я пехотная дивизия взяла Баладжар. Маштагинский гарнизон, состоявший из азербайджанских сил, стремительным наступлением захватил сабунчинские позиции. Наша артиллерия подвергла обстрелу военные пункты в самом городе. После полудня главари армянских бандформирований, виновные в резне мусульман, бросив своих бойцов, сели на корабли, стоявшие на рейде, и ушли из города - кто в Энзели, кто в Петровск (ныне Махачкала).
14 сентября к вечеру погрузилась на корабль и в 22.00 вышла в открытое море 39-я английская бригада. Кстати, за это бегство Денстервилль был снят с должности, а на его место назначен генерал Томсон. Среди бежавших были и небезызвестные 26 бакинских комиссаров, повинные в гибели тысяч мирных мусульман, в частности в ходе мартовской резни 1918 года, унесшей жизни 12 тысяч жителей Баку.
15 сентября в штаб 5-й дивизии прибыли двое парламентеров, чтобы обговорить условия сдачи города.
- Каковы были условия Нури паши?
- Безоговорочная капитуляция. Оборонявшие город солдаты должны сдаться. Все оружие, боеприпасы, имущество и здания должны быть сданы. Должны быть выданы все османские, немецкие и австрийские военнопленные, содержащиеся на острове Наргин. Должны быть сданы склады с оружием и боеприпасами, автомобили, бронемашины, самолеты и все остальное.
Находившийся на линии фронта и руководивший второй бакинской операцией Нури паша 16 сентября принял вместе с Али ага Шихлинским и другими военачальниками парад войск и во главе их торжественно вступили в город.
С тех пор наш родной Баку навечно стал столицей Азербайджана. Со времен Азербайджанской Демократической Республики (АДР) этот статус за ним так закрепился, что даже после советизации страны большевики не посмели изменить существующий порядок вещей, хотя и были сторонники обособить Баку от остального Азербайджана. План небезызвестного Серебровского изменить демографический спектр не в пользу азербайджанских тюрок тоже не имел успеха и чуть позже был перечеркнут самой историей.
В годы АДР появилась идея воздвигнуть монумент воинам-освободителям, Нури паше, Али ага Шихлинскому, Мюрсел паше и другим, даже готовились эскизы, но власть Советов помешала осуществиться этому проекту...
Лятиф ШАМХАЛ
banner

Советуем почитать