«Возмездие» неизбежно
Систематические провокации армянской стороны, вызванные деятельностью незаконных вооруженных формирований на территории Карабахского экономического региона Азербайджана, – один из основных факторов риска в постконфликтный период.
При этом справедливые доводы Баку относительно незамедлительного устранения этой угрозы, к сожалению, не всегда действуют на посредников. Это позволяет вооруженным сепаратистам упиваться иллюзией безнаказанности.
«Возмездие» Железного кулака
3 августа члены незаконных армянских бандформирований, действующих на территории Азербайджана, где временно размещен российский миротворческий контингент, грубо нарушив положения заявления от 10 ноября 2020 года, совершили очередную террористическо-диверсионную операцию против подразделений Азербайджанской Армии. В результате погиб военнослужащий Кязымов Анар Рустам оглу.
МИД Азербайджана расценил этот инцидент, как нарушение Ереваном трехсторонних договоренностей, наносящее ущерб нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. Ответные действия азербайджанской стороны не заставили себя долго ждать и оказались предельно жесткими, направленными на закрепление позиционного преимущества, с целью недопущения последующих провокаций с армянской стороны.
Именно эту цель преследовала антитеррористическая операция «Возмездие», в результате которой были уничтожены укреппозиции бандитов, взяты под контроль высоты Гырхгыз, Сарыбаба и ряд других важных высот.
Армянская сторона в очередной раз потерпела военное поражение. В надежде спрятаться за спинами миротворцев, сепаратисты, невзирая на требования Баку, продолжали возводить оборонительные сооружения, подводить к ним военную технику, создавать угрозу для азербайджанских военнослужащих и гражданских лиц, осуществляющих в регионе восстановительные работы. Однако точный удар азербайджанской армии уничтожил планы противника, а вместе с тем и надежды на возрождение оккупационного корпуса в Карабахе.
Цели искусственной напряженности
Вместе с тем, не исключается, что злонамеренные действия бандитов могли быть использованы армянской стороной для создания видимости нарушения Азербайджаном своих обязательств в рамках трёхстороннего заявления. Примечательно, что подобная напряженность создается в канун планировавшейся на август встречи лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе, заседания трехсторонней комиссии по разблокированию, а также двусторонней комиссии по делимитации и демаркации.
Армянская сторона ранее заявляла, что намерена вывести оставшиеся части своих войск из зоны действия РМК в Армению. Однако, на практике наблюдается совсем обратная картина. Глава армянского совбеза Армен Григорян заявлял, что вывод армянских войск не означает разоружение армянских сепаратистов. Таким образом, официальный Ереван не только признавался, что по прошествии почти двух лет нарушает 4-й пункт ТСЗ, но также давал понять, что не собирается разоружать незаконные военизированные части, действующие на территории Азербайджана. Более того, есть подозрения, что оставшаяся в Карабахе армянская военная техника будет оставлена сепаратистам. А это угрожает миру и стабильности в регионе, ставит под вопрос будущее мирного урегулирования в целом.
В целом искусственная напряженность может быть использована для затягивания процесса выполнения Арменией своих обязательств. Эти риски всегда учитывала и учитывает азербайджанская сторона.
Так, еще 1 августа во время телефонного разговора Джейхуна Байрамова с помощником госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Карен Донфрид, министр прямо заявил о беспокойстве азербайджанской стороны нахождением армянских военных на его территории. В частности, было подчеркнуто, что вопреки обязательствам, вытекающим из трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года, до сих пор армянские вооруженные формирования не были полностью выведены с азербайджанских территорий и это является недопустимым.
К слову сказать, активность американской стороны последнего времени также не могла не беспокоить Москву. Однако в условиях нынешнего обострения очевидно, что ни Брюссель, ни Вашингтон не обладают возможностью участвовать в урегулировании ситуации.
Темные игры за спинами миротворцев
Единственными, кто представлен в регионе, являются российские миротворцы. К ним у обеих сторон имеются претензии. В то же время Баку старается решать вопросы в конструктивном ключе, поднимая острые вопросы перед руководством российского минобороны и добиваясь их решения в соответствии с принятыми сторонами обязательствами.
Армянская же сторона, напротив, обвиняя миротворцев в попустительстве, представляет ситуацию так, словно основной миссией миротворцев является не защита безопасности армянского населения карабахского региона Азербайджана, а защита сепаратистского режима и незаконных вооруженных формирований.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян даже заговорил о некоем мандате, который должен быть предоставлен миротворцам для выполнения ими своей миссии. Оказывается, Армения такой мандат подписала и теперь настаивает, чтобы и Россия, подписавшая его вместе с Арменией, стала придерживаться его положений. Стоит ли говорить о нелепости такого подхода в то время, как речь идет о действиях на азербайджанской территории и о договоренностях, в которых Азербайджан не участвует.
Впрочем, от слов армянского руководства реальная ситуация в Карабахе мало зависит. Последний вооруженный эпизод еще раз красноречиво доказал превосходство азербайджанской армии и правоту позиции азербайджанского политического руководства.
Вне зависимости от складывающегося в регионе политического контекста, азербайджанская сторона намерена требовать полного вывода армянских военных с своей территории, а также полного разоружения всех незаконных формирований в Карабахе, считая это условием для предотвращения вооруженных инцидентов и любой напряженности в будущем.
Чем быстрее осознает это армянская сторона, тем скорее в регионе настанет мир и стабильность.